Мои новые публикации

106315883_1382375449_48712348_mamardashvili_

.

Мераб Мамардашвили
Из книги “Введение в философию”

.

“Когда нам читают лекции по физике, химии, ботанике. социологии или психологии, то мы вправе ожидать, что нам будет сообщена при этом какая-то система знаний и методов, и мы тем самым чему-то научимся.
…Философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее. не является ею. 

Поэтому и учить ей нельзя.

Обучение философии напоминало бы в таком случае создание “деревянного железа”. Ибо только мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию, в том числе и смысл хрестоматийных ее образцов, которые, казалось бы, достаточно изучить и значит усвоить. Но, увы. это не так. “Прежде – жить, философствовать – потом”, говорили древние. Это относится и к чтению давно существующих философских текстов. Хрестоматийные образцы должны рождаться заново читателем”.

.

Мои рассуждения на основе этой цитаты.

1. Есть – НАУКА. Она обучает. Сообщает ЗНАНИЕ, которое можно ПЕРЕДАТЬ другому. Выучить. Вызубрить. Запомнить.

.

2. Есть – ФИЛОСОФИЯ. Её нельзя выучить, вызубрить, передать другому. Её каждый читатель должен, “мысля и упражняясь”, ОТКРЫТЬ для себя заново. САМ. Как гимнастику за тебя не сделает другой, так и философски осмыслить хрестоматийное произведение другой за тебя не сможет. Это ОН будет развиваться. ТЫ, поручив осмысление другому, – останешься на месте, не продвинувшись ни на шаг.

.

3. Читатель – участник сотворения смысла. Он не получает смысл в готовом виде, а сам, размышляя и трудясь, извлекает его из произведения, предложенного Автором.

.

4. Не всякий Читатель способен извлечь ТОТ СМЫСЛ, который в произведение вложил его Автор. Искусство Читателя заключается в том, чтобы извлечь вложенный Автором СМЫСЛ – БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ. Иначе – плодится и размножается в обществе ЛОЖЬ.

.

5. КТО учит Читателя быть участником сотворения смысла? – Только Прожектор.
Но как формируется Прожектор? – Как СЛУЧАЙНОСТЬ.
Или природная гениальность. Или знающие и мудрые родители. Или счастливая ВСТРЕЧА с другим Прожектором, который стал для тебя – УЧИТЕЛЕМ…

.

6. Система образования не воспитывает Прожекторов и не видит необходимости в их воспитании. Она предельно упрощает процесс обучения, сводит его к усвоению шаблонов, к заучиванию чужих выводов, к клиповому мышлению, которое охотно эксплуатируют медиа и СМИ.

.

7. Вот и ответ, почему так мало стало Читателей в некогда “самой читающей стране”. Чтобы стать Читателем, недостаточно обучиться ПРОЦЕССУ чтения. Надо научиться ИЗВЛЕКАТЬ (сотворять!) СМЫСЛ из произведения.
Именно в этом состоит увлекательность чтения. А не в механическом сканировании страниц и поспешном выхватывании сюжетных линий.

.

8. В резком оскудении рядов настоящих Читателей кроется СЕКРЕТ выбора в наши дни популярной литературы.
Это лёгкие детективы, любовные истории, женские романы… Там нет ФИЛОСОФИИ. Там нет ТРУДА, нет РАЗМЫШЛЕНИЙ, нет РАДОСТИ ОТКРЫТИЯ. В таком чтении – нет СМЫСЛА. Есть лишь – убийство времени. А для убийства времени гораздо легче использовать чаты и посты в соц.сетях или калейдоскопическое проглядывание популярных роликов…

Сегодня на этом завершаю свой рассказ.

.

Ещё две публикации (продолжение) – ЗДЕСЬ: 

1. Мераб Мамардашвили. Метафизика Антонена Арто

2. Из письма другу — 17 мая
О лекциях Мераба Мамардашвили и о нашей действительности…

.

Лариса Фёдоровна

.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий

Счётчики
//